Форум для всех, кто хочет научиться писать и реализовать себя в творчестве

Кнопки он/офф аватар

Последние темы


    Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Поделиться
    avatar
    Мерлин
    Admin (Профессор Мерлин)
    Admin (Профессор Мерлин)

    НАГРАДЫ :

    Мужчина Сообщения : 914
    Дата регистрации : 2010-03-09
    Возраст : 23
    Откуда : Россия

    Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Мерлин в Ср Мар 10, 2010 5:45 pm

    План элементов из которых может состоять произведение
    Стазис – Однажды, давным-давно
    Первый импульс – происходит что-то необычное
    Цель – что заставляет героя стремиться к чему-то
    Неожиданность – но ситуация усложняется
    Решающий выбор – и это заставляет протагониста принять трудное решение
    Кульминационный пункт – влекущее за собой серьезные последствия
    Поворот – из-за которого наступает абсолютное изменение ситуации
    Развязка – и все живут долго и счастливо ( а может быть и нет).


    Некоторые элементы могут отсутствовать в Вашем произведении
    Как заставить читателя перевернуть страницу
    Это очень просто, а одновременно, как многие простые вещи, очень трудно выполнимо. Автор приковывает внимание читателя с помощью интригующих вопросов и откладывания ответов "на потом". Если в начале четырехсот страничного романа тебе удастся поставить достаточно интересный знак вопроса, читатель преодолеет почти любую преграду, чтобы найти ответ. (Но будь осторожен, – если по твоей вине это путешествие станет чересчур сложным или скучным, он, вероятнее всего, сразу заглянет на последнюю страницу). Один важный вопрос может стать достаточно серьезным мотивом для повести, но кроме него и другие существенные вопросы должны появляться в каждом разделе.
    Однако, нет смысла задавать вопросы и сразу же на них отвечать, потому что большая часть читательского удовольствия берется именно из отсрочки.
    Пусть смеются, пусть плачут, пусть ждут. (Чарлз Рид)
    Саспенс и тайна
    Существуют два типа повествовательных знаков вопроса: напряжение (саспенс) и тайна.
    Саспенс – вопрос, ответ на который находится в будущем
    Тайна – вопрос, ответ на который находится в прошлом.
    Саспенс, – это вопрос "что будет дальше?" Тайна, – это вопрос "как нас угораздило в это вляпаться?" Из них двоих, думается, тайна есть более изощренной, потому что представляет собой приглашение для читателя самому развязать сложную загадку. Саспенс более очевиден, потому что отражает принцип нашей повседневной жизни – происходит нечто неожиданное, и мы вынуждены на это реагировать.
    Доведенный до крайности, саспенс создает литературный жанр, известный как триллер, – истории, в которых герой или героиня то и дело оказываются в новой опасной ситуации. На противоположном полюсе рассказ-тайна развился в "ху-дан-ит", то есть классическую детективную роман, которая начинается от трупа и отступает во времени, пока не откроется причина смерти. Эти два вида концентрируются на характерных для себя видах вопросов, но вопросы эти – что и есть собственно саспенс и тайна – можно найти в любой прозе. Случается, что они бывают использованы в виде дешевых трюков, но так же хорошо могут послужить основой для великой литературы. Шекспир, Диккенс, Достоевский, Конрад, Томас Харди – все эти писатели мастерски овладели искусством задавать интригующие вопросы. Рассказчик, который убежден, что глубина темы или блестящий стиль письма освобождают его от обязанности ставить вопросы и откладывать ответы на них "на потом", легко может совершить самое страшное из литературных преступлений: замучить читателя скукой.
    Разрешение загадки есть для читателя последним утешением – подтверждает триумф разума над инстинктом или порядка над анархией. (Дэвид Лодж)


    Последний раз редактировалось: Merlin8 (Сб Июн 05, 2010 11:04 am), всего редактировалось 3 раз(а)

    ?????
    Гость

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  ????? в Чт Мар 11, 2010 4:47 pm

    ещё план по написанию текста(этот вариант тоже очень схож):

    Экспозиция — изначальные время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей.
    Предзнаменование — намеки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета.
    Завязка — событие или появление персонажа, которые провоцируют развитие конфликта.
    Конфликт, т.е. противостояние героев чему- или кому-либо. Это основа произведения: нет конфликта — не о чем рассказывать.
    Нарастающее действие — череда событий, которая берет начало от конфликта.
    Кризис — конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу.
    Кульминация является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении. (Герой либо ломается, либо сжимает зубы и готовится идти до конца)
    Нисходящее действие — череда событий или действий героев, ведущая к развязке
    Развязка — конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет
    avatar
    Авель
    Профессор, Декан Факультета Теории
    Профессор, Декан Факультета Теории

    НАГРАДЫ :
    Мужчина Сообщения : 169
    Дата регистрации : 2010-03-10
    Возраст : 28
    Откуда : Украина

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Авель в Пн Мар 22, 2010 2:24 pm

    Yuus, а вы не могли бы на примере этого плана расписать какое-нибудь произведение Харуки Мураками))) Мне кажется тут возникнут некоторые сложности. Наличие такого плана - стандарт, но писатель тем и отличается от журналиста, что он волен писать так, как заблагорассудится) Например, в некоторых произведениях развязка как таковая может отсутствовать. Представим себе психоделичный текст, где весь сюжет медленно подогревается на зеленом пламени и вот-вот мы узнаем чем все это кончится - приятным ужином или мерзкой отравой. Переворачиваем страницу и... все. Иван Царевич занес меч над головой Змея и все. Больше ничего нет) Нам в голову приходит мысль - либо писатель умер и недописал это произведение, либо забросил его. И можно сказать, что текст не соответствует плану, потому что он просто не закончен. Но... можно ведь сказать и иначе... Что в тот момент, когда писатель поставил точку на кульминации, он дал нам (читателям) возможность самим подумать или представить чем же закончилась ссора между Иваном Царевичем и Змеем) Лично мне очень нравятся произведения у которых нет конца... Что скажите?

    ?????
    Гость

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  ????? в Вт Мар 23, 2010 9:31 am

    Авель заметьте, я предложила ещё один вариант, более похожий на план как и у Merlin

    *если автор не даст последней ложки супа, то гость молча встанет, и уйдёт, сказав за спиной - хозяин плохой, суп плохой, всё плохое... потеря доброго читателя - оно выгодно?

    нет, я не спорю, что отклонения могут быть всякими, я даже сама пишу так, как я хочу, а не придерживаясь там какому-то плану :D
    просто, если Иван убил змея и всё, тогда слишком фантазийно остаётся, мысли разбугуться, а я считаю. что их лучше держать в одном пучке лука)
    но, отсутствие конца оставляет свой специфичный привкус карици и перца) и такие произведения тоже интересно читать

    насчёт харуко мураками - новый взгляд, если не ошибаюсь, в японской прозе, есть чему учиться :)
    avatar
    Мерлин
    Admin (Профессор Мерлин)
    Admin (Профессор Мерлин)

    НАГРАДЫ :

    Мужчина Сообщения : 914
    Дата регистрации : 2010-03-09
    Возраст : 23
    Откуда : Россия

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Мерлин в Вт Мар 23, 2010 10:41 am

    Авель есть традиции, а есть креатив. Но согласитель произведение не может быть без завязки, концовки, экспозиции и сюжета одновременно. Здесь мы с Yuus представили не модель подписанную "пишите только так", а модель типичных ЭЛЕМЕНТОВ произведения построенных в план, в структуру.
    И кстати не согласен...концовка есть в любом законченном произведении...только она может быть нулевой. Это как с окончанием, есть отсутствие, а есть нулевое. Так вот если концовка убрана мастерски, то она есть, лишь в уме читателя. Незавершенность рассказа - это нулевая концовка. Но есть так же и ещё отсутствие, когда незавершённость произведения не несёт никакого смысла, никак не обуславливается.
    avatar
    Авель
    Профессор, Декан Факультета Теории
    Профессор, Декан Факультета Теории

    НАГРАДЫ :
    Мужчина Сообщения : 169
    Дата регистрации : 2010-03-10
    Возраст : 28
    Откуда : Украина

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Авель в Вт Мар 23, 2010 4:16 pm

    В таком случаи, предлагаю домашнее задание... По плану, предложенному Yuus, написать мини произведение) Хоть по одному предложению на каждый пункт! Ну... чтобы закрепить полученные знания...
    avatar
    Мерлин
    Admin (Профессор Мерлин)
    Admin (Профессор Мерлин)

    НАГРАДЫ :

    Мужчина Сообщения : 914
    Дата регистрации : 2010-03-09
    Возраст : 23
    Откуда : Россия

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Мерлин в Вт Мар 23, 2010 4:32 pm

    Авель это общий план таких в инете миллион, Yuus просто представила ещё один вариант распространнённого плана.
    Легко:


    ПРОЛОГ

    Раньше я не думала всерьез о смерти, хотя за последние месяцы поводов было предостаточно. Даже когда подобные мысли приходили в голову, я и представить не могла, что все случится именно так.

    Затаив дыхание, я смотрела через большой зал прямо в счастливые глаза ищейки.

    Отдать свою жизнь за другого человека, а тем более любимого, вне всякого сомнения, стоит. Это даже благородно!

    Я понимала, что именно приездом в Форкс подвергла свою жизнь опасности, но не жалела об этом, несмотря на леденящий душу страх.

    Когда сбываются самые заветные мечты, следует ожидать, что рано или поздно судьба предъявит тебе счет.

    Ищейка ласково улыбнулся и медленно подошел ко мне.


    Глава первая

    ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

    В аэропорт мы с мамой приехали на машине с открытыми окнами. В Финиксе было плюс двадцать пять, в бескрайнем голубом небе - ни облачка. Прощаясь с Аризоной, я надела свою любимую блузку, белую с шитьем, но в руках несла теплую парку.

    На северо-востоке штата Вашингтон притаился маленький городок Форкс, где погода почти всегда пасмурная. Осадков там выпадает больше, чем на всей территории Соединенных Штатов. Из этого унылого, наводящего тоску города мама сбежала, прихватив меня, когда мне было всего несколько месяцев. До четырнадцати лет я каждое

    красный текст Предзнаменование, синий - экспозиция

    Именно тогда, во время ленча, болтая с новыми знакомыми, я впервые увидела их.

    Их было пятеро, они сидели в самом дальнем углу, не разговаривали и не ели, хотя перед каждым стояло по подносу с едой. Меня они не замечали, так что я могла тайком их разглядывать, не боясь нарваться на любопытный взгляд. Однако мое внимание привлекло вовсе не отсутствие интереса с их стороны.

    Уж больно разными они были! Из трех парней один - крупный, мускулистый, как штангист, с темными вьющимися волосами. Другой - медовый блондин, выше, стройнее, но такой же мускулистый. Третий - высокий, неопрятный, со спутанными бронзовыми кудрями. Он выглядел моложе своих друзей, которые могли быть студентами университета или даже преподавателями.
    Это - завязка

    ну а дальше кускам не объяснишь...конфликт - это когда семью калленов вместе с Беллой нашли дикие вампиры...потом кризис вампир сошёл с ума...потом кульминация - битва...нисходящее Белла выживает...развязка - концовка книги

    ?????
    Гость

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  ????? в Вт Мар 23, 2010 5:12 pm

    сейчас прозвучит детский леперт:

    Авель а почему только меня цепляеете? а? что поиздеваться больше нет кого? а?
    avatar
    Авель
    Профессор, Декан Факультета Теории
    Профессор, Декан Факультета Теории

    НАГРАДЫ :
    Мужчина Сообщения : 169
    Дата регистрации : 2010-03-10
    Возраст : 28
    Откуда : Украина

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Авель в Вт Мар 23, 2010 7:05 pm

    Yuus, ну если спрашиваете, у меня есть несколько вариантов ответа на этот вопрос)) Вариант №1 - вы девушка и я намерен вас подцепить. Вариант №2 -вы мне не знакомы и я хочу вас по больше узнать. Вариант №3 - я злобный старый студент-психолог, который ставит опыты на живых людях)))

    Ну, так получилось, я понимаю ваши чувства, я ж не на вас наехал, а на эту чертову классификацию))) Можете и меня по-драконить, я не против)

    Мерлин, спасибо за пример. Я думаю, если больше приводить практики - тория оживет)))

    ?????
    Гость

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  ????? в Ср Мар 24, 2010 1:31 pm

    Авель, забыл вариант 4 - ты бяка хD

    нет, будешь "рябовым Бякэ", так как я "Командир Бякэ" :D

    ______________
    *Мерлин, ты кстати не переживай, психолог психолога видит из далека, юмор у нас особенный))

    Авель, а с тебя планчик? :twisted: :D
    avatar
    Мерлин
    Admin (Профессор Мерлин)
    Admin (Профессор Мерлин)

    НАГРАДЫ :

    Мужчина Сообщения : 914
    Дата регистрации : 2010-03-09
    Возраст : 23
    Откуда : Россия

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Мерлин в Ср Мар 24, 2010 4:35 pm

    и правда...а то только критикует)))
    Причем не просто планчик...а с примерами))) :twisted:
    avatar
    Авель
    Профессор, Декан Факультета Теории
    Профессор, Декан Факультета Теории

    НАГРАДЫ :
    Мужчина Сообщения : 169
    Дата регистрации : 2010-03-10
    Возраст : 28
    Откуда : Украина

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Авель в Ср Мар 24, 2010 6:38 pm

    Блин, ну все, я попался! [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


    Итак, открою вам секрет, который хранил в тайне всю свою сознательную жизнь, потому что никто меня об этом не спрашивал)) Я... ... ... не признаю планов. Собственно, наверное, это-то и заметно. Раз начал критиковать*

    М... даже когда у меня появляется задумка, в этой задумке, я никогда не говорю себе - так, а кульминационный момент у нас будет вот это и это! У меня есть только два пункта: начало и конец. А все остальное находится где-то между)))

    Конечно, я согласен, после написания любое произведение можно разбить на что угодно... Даже, наверное, Харуки Мураками, если постараться, но план для меня никогда не выступал самоцелью. Как говорят в народе - это все фигня.

    Итак, план произведения...

    Пункт 1. Начало

    Битва.

    Великая битва между Демонами (жителями четвертого измерения) и Альянсом (состоящим из трех миров). Демоны, восстав против Князя Тьмы (властителя второго измерения), нарушили равновесие мира и поставили его под угрозу Хаоса. Князь Тьмы, совместно с жителями третьего измерения (люди, эльфы, гномы) и представителями Света (первого измерения), начинает войну против Демонов.

    В этой битве демоны (или как их еще называют, дети тьмы и огня), терпят поражения и отправляются на пожизненное заключение в свой проклятый мир.

    Пункт 2. Начало 2

    Мелкий воришка-полурослик Квинси Моррис, в надежде поживиться на богатстве мертвецов, отправляется разорять Святыни древних эльфов. В этой груде камней и развалин, он случайно находит жертвенный кинжал. Не зная его истинного предназначения, он пытается толкнуть его кому-нибудь на "черном рынке".

    Старый, как сам мир, Маг бродил улицами этого рынка и узрел жертвенный кинжал в руках вора...

    Пункт 3. Начало 3

    Караван с Эльфийсской принцессой, тронулся в путь, далеко от ее зеленой родины, в высокие и неприступные горы...

    Пункт 4. Начало 4

    Глубоко под землей, в четвертом измерении Огня и Тьмы, происходит движение. Демон-оракул вещает новое пришествие Великого Асмодела, заточенного в глубоком сне.

    Пункт 5. Начало 5

    В царстве Тьмы, Князь предчувствует большие перемены для мира. Он принимает облик земного человека и отправляется в третье измерение, куда уже начали заглядывать демоны.

    --------------------------------------------------------------------------------

    Пункт 6. СЕРЕДИНА

    Жертвенный кинжал и Эльфийсская принцесса являлись ключом, который освободит силу Великого Демона Асмодела. Эльфы, увозили принцессу высоко в горы, как сокровище, которое могли похитить. Жертвенный кинжал, украденный Квинси был надежно погребен под руинами Древних эльфов (но никто не знал, что найдется такая пара проворных рук, как у этого воришки). Князь Тьмы предвидел второе пришествие Асмодела, потому пришел на землю в облике человека, чтобы забрать кинжал и защитить эльфийку.

    Пункт 8. Предконец

    Как и ожидалось, на караван с Принцессой нападает свора Одержимых - земных прислужников демонов и похищают ее. Князь Тьмы, имя которому Cold Ice, находит старого мага и неприкаянного Квинси. Вместе они отправляются на поиски принцессы. Все это время Князь вынужден скрывать свой истинный облик и силу, но когда они приходят в логово Одержимых и вступают в битву, он раскрывает себя.

    Пункт 7. Конец

    Разворачивается грандиозная битва между одержимыми, старым магом и даже мелким Квинси. И вот читатель уже думает, что главные герои непременно погибнут в этом сражении. Но тут... обнаруживается, что этот простой человек, болтавшийся в этой компании оказывается самим Князем Тьмы. Он быстро расправляется с демоническими прислужниками. Спасенная принцесса приходит в себя от транса, сползает с жертвенного алтаря и искренне думает, что ее спаситель Квинси (вот вам и романтическая нотка))). Князь забирает себе жертвенный кинжал и благодарит старого мага за участие.

    А в самом последнем предложении будет такая сцена:

    Князь спустился глубоко под землю, в само четвертое измерение, в покои, где лежал Асмодел. Подошел к его ложу и тихо сказал: "Спи, Асмодел. Мы еще сразимся с тобой, но очень не скоро... Спи..."


    Вот и все)) [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
    avatar
    Иля
    Способный
    Способный

    НАГРАДЫ :
    Женщина Сообщения : 153
    Дата регистрации : 2010-10-15
    Возраст : 27
    Откуда : КБР г. Прохладный

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Иля в Пт Фев 18, 2011 2:26 pm

    У меня вопросик, а почему вы отпускаете два важных пункта как предисловия и послесловия? Читает фолиант
    avatar
    Мерлин
    Admin (Профессор Мерлин)
    Admin (Профессор Мерлин)

    НАГРАДЫ :

    Мужчина Сообщения : 914
    Дата регистрации : 2010-03-09
    Возраст : 23
    Откуда : Россия

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Мерлин в Пт Фев 18, 2011 4:49 pm

    Предисловие и послесловие - это не элементы сюжета. Это вступительные слова от редактора или автора или ещё кого, но к самому произведению это не относится. Или может быть ты путаешь предисловие и послесловие с прологом и эпилогом.
    avatar
    Иля
    Способный
    Способный

    НАГРАДЫ :
    Женщина Сообщения : 153
    Дата регистрации : 2010-10-15
    Возраст : 27
    Откуда : КБР г. Прохладный

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Иля в Сб Фев 19, 2011 8:53 pm

    Ах, да я всё время путаю их... Стыдно Плак-плак А почему многие авторы отпускают эти два элемента? Ведь когда начиняют с завязки многое теряют. По - моему надо захватывать читателя с первых строк Пролога. Например: Это было древнее проклятие,..Чары не подвластные, ни колдунам, ни жрецам, ни богам,... И мир опустился во марк... Но была надежда....
    avatar
    Мерлин
    Admin (Профессор Мерлин)
    Admin (Профессор Мерлин)

    НАГРАДЫ :

    Мужчина Сообщения : 914
    Дата регистрации : 2010-03-09
    Возраст : 23
    Откуда : Россия

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Мерлин в Вс Фев 20, 2011 8:16 am

    Так как такие пафосные начала уже многие десятилетия используются в литературе, то они стали шаблонными - то есть их писатели стараются не использовать. Так же распространено мнение, что чтобы заинтересовать читателя надо кинуть его сразу в гущу событий, а потом уже постепенно вводить в курс дела куда и зачем бегут герои.
    avatar
    Иля
    Способный
    Способный

    НАГРАДЫ :
    Женщина Сообщения : 153
    Дата регистрации : 2010-10-15
    Возраст : 27
    Откуда : КБР г. Прохладный

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Иля в Вс Фев 20, 2011 8:27 am

    Понятно. Спасибо, за обьяснения!
    avatar
    Мерлин
    Admin (Профессор Мерлин)
    Admin (Профессор Мерлин)

    НАГРАДЫ :

    Мужчина Сообщения : 914
    Дата регистрации : 2010-03-09
    Возраст : 23
    Откуда : Россия

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Мерлин в Вс Фев 20, 2011 8:38 am

    Всегда пожалуйста.
    В принципе, я не сторонник прологов. Зачем открывать читателю сюжет. Ведь если напишешь "Темные чары вновь сгущаются словно грозовые тучи на Штормхольдом", то читателю может стать скучно - он подумает "очередное фэнтези про спасение мира героем от темных сил" и он может отложить книгу. А если начать с динамичной экспозиции (описание природы, обстоятельств будущей завязки) - то читатель может заинтересоваться и читать ничего не подозревая о будущем сюжете. Некоторые авторы даже для интриги завязку ставят перед экспозицией, например:
    "Он бежал что есть сил по расхлябанной от ливня горной дороги. Легкие с силой гоняли кислород, изо рта вырывались белые клубы и тут же растворялись в чистом ледяном воздухе гор. "Бежать! Бежать, не останавливаясь", - твердило сознание уставшему телу.
    По пятам бегущего преследовали закутанные в рыжие плащи воины Королевской Гвардии."
    - завязка, начало сюжета, который будет продолжаться до конца произведения.

    "Ещё утром Альфред не думал что ему придётся покинуть долину Элизей - плодородную и солнечную колыбель посреди суровых гор Илозии. Зелёные берёзки, розовые кусты перемежавшиеся домиками - всё это спало кутаясь в туман. Утренняя прохлада разливалась по телу и Альфред проснулся. С трудом разлепив веки он, потягиваясь, встал.
    Умывшись мужчина начал скудный, но сытный завтрак.
    Не успел он отрезать ломоть хлеба, как со двора послышались женские крики. Отбросив хлеб и сжав покрепче нож Альфред выскочил из дома..."
    - это экспозиция. Приготовление читателя, расстановка героев, короткое знакомство с персонажами.

    Спонсируемый контент

    Re: Лекция: Азы сюжетоведения (план элементов любого произведения)

    Сообщение  Спонсируемый контент


      Текущее время Пн Авг 21, 2017 1:55 pm